ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ И ВРЕМЯ ИХ СОБИРАТЬ.

 

 

     2004 год. В стране продолжается реализация утверждённой Указом Президента Украины № 1092/2001 от 15 ноября 2001 года Национальной программы возрождения и развития Украинского казачества на 2002 — 2005 годы. В газетных публикациях и телерепортажах казаки упоминаются всё чаще и чаще. Освящаются храмы, проводятся праздничные мероприятия, рождаются новые полки, курени, станицы, сотни и округа, казачата проходят обучение в казачьих классах, лицеях, школах джур и кадетских корпусах. Изредка, правда,  да и промелькнёт  «негатив». Вот, в причинах последнего мы и попробуем разобраться.

 

     Изучая внимательно Национальную программу и подписанные ранее Президентом Украины указы, касающиеся возрождения и развития казачества, зная ситуацию, что называется, «изнутри», убеждаешься, что не всё идёт так гладко и в том объёме, как хотелось — бы. В чём же причина?

 

     Частично ответ на данный вопрос можно найти в той же периодике. Читатель, постоянно отслеживающий казачью жизнь, обратил внимание на огромное количество различных казачьих организаций, действующих в пределах тех или иных территориальных образований параллельно, не всегда находя общий язык. В чём же причина нынешней, безусловно, ослабляющей казачество в целом, разобщённости?

 

     Ответ следует искать, прежде всего, в истории, как в делах давно минувших дней, так и в событиях, ставших её достоянием совсем недавно. Став родоначальником всех существующих ныне демократических систем, казаки, наряду с выборностью и другими атрибутами подлинного народовластия, будучи, прежде всего, воинами, сохранили и сохраняют систему жёсткой иерархии, дисциплины и должностной подчинённости. Именно это сочетание, казалось — бы, несовместимых, особенно, на взгляд непосвящённого, начал, сделало казачество наиболее самодостаточным, сильным и жизнеспособным этносом, равного которому нет в истории человечества.

 

     В современной Украине памятная всем казакам дата разгрома войсками Екатерины II Запорожской Сечи в 1775 году становится постепенно почти, что государственным мероприятием. А, отмечаемый, в соответствии с Указом Президента 14 октября День Украинского казачества — Покров Пресвятой Богородицы, стал уже полноправным государственным праздником. Выражаясь современным языком, разгром Сечи можно назвать геноцидом местного масштаба. Однако, наиболее серьёзные испытания ждали казачество впереди. Захватившие власть в России большевики положили в основу своей политики иуда масонский принцип «разделяй и властвуй». Первый, наиболее кровавый и беспощадный удар был нанесён по казачеству, - наиболее организованной и социально обустроенной части населения. Однако, приснопамятная директива  1919 года, подписанная Я. Свердловым, принеся неисчислимые человеческие жертвы, усилив, одновременно, поток эмиграции, выполнила, в конечном итоге, обратную задачу, превратив казачество из явления, свойственного лишь территории бывшей Российской Империи, в явление мирового масштаба. Ибо, даже на чужбине, вековая дисциплинированность казаков помогла им самоорганизовываться, сохранять традиционный уклад жизни. На настоящий момент наиболее крупные и дееспособные казачьи организации известны в США, Канаде, Великобритании, Австралии и Франции. Упоминания о казаках встречаются в других странах Европы, Азии, Латинской Америки и даже Африки. Но, об этом позже, вернёмся на исторические земли казаков.

Несмотря на гонения и репрессии, оставшиеся на Родине казаки сохраняли своё самосознание, передавали традиции детям и внукам. Понадобились казаки и власть предержащим. В середине тридцатых годов начали было воссоздаваться казачьи части в Красной Армии. Однако, после Великой Отечественной войны, они были расформированы. Боясь казачьего свободолюбия и демократизма, власти вновь низвели воинов Христовых до уровня фольклорных ансамблей и лубочных картинок..

     Но казакам хотелось большего. Так, в 1976 году, молодой художник В. Гузий, потомственный казак, организовал первую в УССР нелегальную казачью организацию, за что в итоге получил 8 лет лагерей. Пережив ссылку и попытки физического уничтожения, Вадим Иванович не покинул казачий строй и ныне. Член Союза художников Украины, генерал — хорунжий В. И. Гузий является в настоящий момент Атаманом Браницкой Сечи и Заместителем Гетмана Союза казачьих организаций Украины. И подобных случаев не счесть.

  

 

 

  Начало же, теперь уже официального «ренессанса» казачества пришлось на годы так называемых «перестройки и ускорения». Окончательно движение стало на ноги уже после августовских событий 1991 года, повлекших за собой развал Советского Союза.

 

     В тот момент на Украине оформилась в общегосударственную организация «Украинское казачество». Начиналось всё великолепно. Более того, Гетман В. С. Мулява являлся одновременно помощником Министра обороны Украины. Ну а дальше, как водится, пошли разногласия, да и амбиции также имели и имеют место. Первыми отошли запорожцы, создав Союз казаков Украины «Войско Запорожское», а потом, что называется, «понеслось»: «Казачество Украины», «Союз казачьих организаций Украины», «Украинское Реестровое Казачество». И так далее, и тому подобное. На настоящий момент только всеукраинских организаций имеется около четырнадцати. Так вот и действуют, оставаясь «в тени», враги казачества, играя на разногласиях, а, зачастую, и на атаманских амбициях. Потворствует этому и отсутствие, вернее, намеренное затягивание принятия Закона Украины «О казачестве». Казаки в настоящий момент работают лишь на основании президентских указов и Закона Украины «Об объединениях граждан», позволяющего создавать и регистрировать очередные    «параллельные» структуры, лишь бы названия не совпадали. Вот и «обыгрываются» слова «казачество», «казачьи» и т. д. в различных интерпретациях.

 

     В некотором плане, всё это и провоцирует казачьи организации занимать в отношении друг друга позицию страуса, прячущего голову в песок. Чего проще,- не нравится положение в той или иной организации, создам — ка я со сторонниками свою, отдельную, вместо того, чтобы спорить, предлагать, пытаться что — то улучшить и изменить в единой «альма — матер». Но, несмотря на это, Украинское казачество живёт, сохраняет и расширяет свою структуру.

С целью наиболее плодотворного взаимодействия с властными структурами, да и приведения к согласию представителей всех ветвей украинского казачества, Указом Президента Украины #1283/99 от 6 октября 1999 года была создана Координационная Рада по вопросам развития Украинского казачества при Президенте Украины и назначен её Председатель — тогда Гетман Украинского казачества, ныне — Гетман Украины Билас Иван Григорьевич. Помимо представителей прямо или косвенно связанных с вопросами возрождения казачества министерств и ведомств, в состав Рады вошли и представители ряда всеукраинских казачьих организаций. Сделано и делается много, однако, работа вышеупомянутого органа периодически блокируется неутихающей «войной амбиций» за «самую большую» булаву.

 

     В этом «калейдоскопе» разбегаются глаза у непосвящённого обывателя, теряющегося и путающегося в громких названиях и «титулах». Безусловно, у каждой организации есть свои прекрасные наработки и заслуги, сводимые на нет разрозненностью и взаимным неприятием. И, что самое обидное, за каждым атаманом стоят просто живые казаки, зачастую не разбирающиеся или не посвящённые во все тонкости «подковёрных баталий», искренне верящие в возрождение единого, по — настоящему мощного Казачества, служащие делу, а не «погонам с лампасами».

«Подливает масла в огонь» и наличие в Украине трёх ветвей Православия, у каждой из которых есть приверженцы в казачьей среде, что обусловлено, зачастую, территориальной принадлежностью и историческими традициями того или иного региона. Часть же казаков, «отталкивающихся» в своей деятельности от более давних эпох, и вовсе исповедуют язычество, или, как они сами говорят, «р1дну украинську веру», что также ведёт, при подспудном умелом «подогреве» со стороны «третьей силы», непримиримых врагов казачеств а — иуда  масонов, к очередным стычкам и разногласиям.

 

     Однако, события последнего года убедительно демонстрируют наметившуюся тенденцию перехода ко «времени собирания камней».

 

     Примерно такая же ситуация складывается и в Крыму. Попытки объединения предпринимались и ранее, однако, при решении ставшего уже риторическим вопроса, «а кто же всё это возглавит?», разбивались в волнах атаманских амбиций.

 

     Сейчас же, понемногу, здравый смысл начинает преобладать. Большую работу по консолидации казачьих организаций Крыма на принципиально новых началах проводит Представитель Гетмана Украины в Автономной Республике Крым, Председатель Крымской республиканской организации Демократической партии Украины, генерал — хорунжий УК С. В. Казаченко. В эту работу уже включились атаманы и представители большинства казачьих

 

 

организаций Крыма. Наиболее плодотворное и конструктивное сотрудничество наладилось с членами ДемПУ — Наказным Атаманом Крымского регионального отделения Великого Братства Казачьих Войск войсковым старшиной Алексеевым С. Л., Представителем Союза казаков Украины «Войско Запорожское» в АР Крым полковником Карелиным С. В. и, соответственно, с возглавляемыми ими организациями.

 

     Примерно подобным образом складывается ситуация и в России. В правовом отношении некоторые указы и программы были приняты, и, что, самое приятное, заработали намного раньше, чем в Украине. Однако, в остальном, как обычно, «наступаем на те же грабли».

Объединивший разрозненные региональные организации Союз казаков, созданный ещё в 1990 году, по причинам, изложенным на украинском примере, также постепенно пустил «ветви», давшие начало ещё большему числу разнообразных организаций, постепенно утратил лидирующую позицию.

 

     В настоящее время одним из лидеров казачьего движения России является выросшее из Краснодарской региональной организации до всероссийского, а, впоследствии, и до международного уровня, Великое Братство Казачьих Войск, возглавляемое генерал — лейтенантом Никитиным В. Ф., одновременно являющимся Председателем Комиссии по организационным вопросам Президиума Постоянного Межгосударственного Координационного Совета казаков Беларуси, России, Украины. К деятельности Совета мы ещё вернёмся немного позже.

 

     Слава Богу, в силу отсутствия серьёзных проблем в Православной Церкви, в религиозном отношении в России спокойнее, даже, более того, имеются в казачьих войсках и представители других вероисповеданий, в частности, казаки Калмыкии — буддисты, казаки башкирско — мещеряцкого округа — мусульмане. При всём этом, обстановка толерантности, веротерпимости и уважения к доминирующему среди казаков Православию, остаётся стабильной, чему, несомненно, стоит поучиться.

 

     Основным же камнем преткновения является осуществлённое ещё правительством Б. Н. Ельцина неосмотрительно резкое деление казаков на «реестровых» и «общественных», однако, и этот «острый угол» начинает понемногу сглаживаться.

 

     В других республиках бывшего Союза, ставших суверенными государствами, также имеются казачьи организации. Проблемы, в принципе, те же...

 

     В Казахстане ситуация осложняется ещё и явным неприятием, а, зачастую, и репрессивными мерами в отношении казачества со стороны президентской администрации, вызванными, в основном, тяготением казаков к России, стремлением определённой их части к пересмотру существующих границ.

 

     Вообще, на всём постсоветском пространстве, наиболее удачно процесс возрождения и развития казачества проходит в Приднестровье, пусть, до сих пор и не признанной всеми де — юре, но, живущей и процветающей де — факто республике. Обусловлено это, прежде всего, двумя факторами, а именно: наличием несколько нестабильной военно — политической обстановки в регионе ПМР, требующей наличия сильной, прежде всего, духовно, воинской организации и, что самое главное, активное «врастание» казаков во власть всех уровней, вплоть до казачьего полковника — Президента республики.

 

     К сожалению, именно дрязги и междуусобицы в казачьем движении, царящие на просторах СНГ, вызывают недоумение и заставляют держаться, пока что, несколько в стороне от процесса казачьи организации дальнего зарубежья, давно пережившие эти «детские болезни». Жаль... Ведь, как известно, оказавшиеся в эмиграции казаки и их потомки, являются хранителями именно тех традиций и духовности, за которые ратуем мы на развалинах Империи. Да и экономически наши зарубежные братья намного сильнее, что тоже немаловажно, ибо, помимо проблем морально — духовного характера, процесс возрождения казачества частенько «спотыкается» на вопросе экономического обеспечения тех или иных программ.

 

     Но есть и положительные примеры. Пусть «со скрипом» проходит процесс объединения казаков на территории отдельно взятых государств СНГ, в масштабах Содружества дело продвигается, как

 

 

ни странно, легче. Создан и успешно работает Постоянный Межгосударственный Совет казаков Беларуси, России, Украины. Украинскую часть Совета представляют 17 казаков. В их числе Гетман Украины И. Г. Билас, Гетман СКОУ С. Ж. Лазаренко, Верховный Атаман Войска Запорожского А. В. Панченко, Атаман Украинского отделения Всевеликого Войска Донского О. В. Постолаки, представители вверенных им организаций, в том числе и с мест.

 

     Бесспорно, рассмотренные выше вопросы и процессы выходят далеко за рамки украинско — российско — белорусского триумвирата, казаки — то есть и в других государствах. Вот поэтому — то 27 июня 2003 г., во время проведения в подмосковном Троицком Большого Казачьего Круга «Объединения казаков мест нетрадиционного проживания», было принято решение о создании Международного Постоянного Совета Казачьих Атаманов, в состав которого, помимо представителей России, Украины и Беларуси, вошли казачьи атаманы из Грузии и других государств СНГ.

 

     Общие направления и цели работы Совета, да и в — целом, возрождения и развития казачества, осветил в своём выступлении возглавляющий украинскую делегацию Гетман Украины И. Г. Билас:   «Сегодня мы знаем, что многие решения между нашими государствами, к сожалению, не выполняются и от этого страдают наши народы. Наша задача сегодня и в будущем — проводить действенную народную дипломатию, потому что многие, кто называет себя политиками в наших странах не всегда представляют общие народные интересы. Разделившись на политические партии, они преследуют в первую очередь интересы личного кармана, того или иного «корыта», различных олигархических кланов. Мы- казаки, представляющие интересы своего народа, приветствуем создание Международного совета атаманов и его учредителей, выражаем уверенность, что этот акт поможет решить многие проблемы. И никто не посмеет вбивать между нами те искусственные клинья, которые сегодня, к сожалению, вбиты. Там, где казаки, там открытые сердца, там дружба, любовь и уважение, соединённые на православных принципах. ... Создавая сегодня такой орган, как Международный совет атаманов, мы становимся сильнее и тем самым вносим вклад в безопасность наших государств».

 

     Р. S. Казалось — бы, статью можно и завершить... Но, после недавних сообщений ряда СМИ, пришла на память история, длящаяся вот уже 10 лет. Началось всё с того, что группа казаков — энтузиастов из такого далёкого от судоходных рек и, тем более, морей Львова занялась исследованиями истории казачьих морских походов. Построили соответствующую в точности историческим прототипам «чайку» и, в течении десятилетия, совершали на ней походы, обошли вокруг Европы, и знают их во многих странах. И вот, прославленное судно выставлено теперь в основанном Даниилом Галицким городе Льва на всеобщее обозрение. Вот такими делами, а не дракой за булавы да портфели, создаётся доброе имя Казачества. Есть с кого брать пример!

 

 

                                                                                           С. Л. Алексеев, Наказной Атаман

                        Крымского регионального отделения Великого Братства Казачьих Войск,

                                                                                                       войсковой старшина

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz