- Роль
казачьего образования в процессе возрождения казачества
Процесс
возрождения казачества немыслим без возрождения личности казака,
формирования человека с определёнными моральными, нравственными, служебными
и другими качествами, характерными для казачества в целом, определяющими
суть и предназначение казачества в государстве и обществе, адаптированными
к современным условиям и реалиям.
Это очень сложная задача, особенно в
условиях современного общества, постепенного перехода к капиталистическим
устоям, к новым общественно-политическим и социальным принципам жизни,
преодоления груза как советского, так и дикого перестроечного времени.
Однако без решения этой задачи, без
хорошо организованной и кропотливой работы с казачьей молодёжью, без
создания отлаженной и эффективной системы казачьего образования (обучения и
воспитания) деятельность казачьих обществ и организаций теряет всякий
смысл. Причём это, естественно, найдёт своё отражение в различных областях:
экономики, науки, культуры, перехода к различным видам государственной и
иной службы.
Роль казачьего образования на
современном этапе возрастает в связи с происходящими в обществе и
государстве изменениями, ростом и усилением разного рода проблем, в том числе
и межнациональных. Происходящая модернизация общества не может не влиять на
процесс возрождения казачества. Одновременно и в нашей стране и на бывшем
постсоветском пространстве интенсивно меняется сама система воспитания и
образования подростков.
- Казачье образование на современном этапе
В
большинстве Войсковых казачьих обществ и общественных казачьих организаций
работа с казачьей молодёжью более менее организована, придаётся должное
внимание и значение казачьему образованию. Многие атаманы и руководители
различных казачьих структур активно участвуют в создании и функционировании
кадетских корпусов, гимназий, лицеев и иных учебных заведений.
На сегодняшний день существует около
300 различных учебных заведений, где активно осуществляется духовно-нравственное
и патриотическое воспитание подростков. Количество учащихся в этих учебных
заведениях составляет около 50 тысяч человек. Естественно, это совершенно
недостаточно.
- Требования к качеству казачьего образования
Внимательное
изучение положения дел с казачьим образованием на местах, объективная
оценка эффективности казачьих учебных заведений, оценка выпускника
кадетского корпуса или гимназии на соответствие его требованиям к облику
казака показывает, что результат, как это не печально отмечать, в целом
ряде случаев совершенно неудовлетворителен. С точки зрения общей подготовки
и специализированного воспитания казака учебные заведения работают в
холостую. В так называемых казачьих учебных заведениях зачастую, кроме
названия, нет ничего казачьего, и их выпускники вовсе не становятся
казаками или казачками, потому как в учебных
программах
этих заведений, как это не странно, напрочь отсутствует в содержании
учебного процесса казачий компонент. Разумеется, это нельзя огульно отнести
ко всем казачьим учебным
заведениям.
Наиболее благополучно обстоит дело в
Войсковом казачьем обществе «Всевеликое Войско Донское», в Енисейском
Войске. Особняком можно поставить
Кубанское казачье Войско, где неусыпным вниманием атамана В.П.
Громова, поддерживаемого на протяжении 15 лет законодательной и
исполнительной ветвями власти, казачество достигло небывалого расцвета. С
трибуны 4 Всемирного схода кубанских казаков губернатор Краснодарского края
Александр Ткачёв начал выступление словами: «Я казак Кубанского казачьего
Войска». Зал взорвался аплодисментами. Далее, в своём выступлении
губернатор поведал залу, что целый ряд программ в крае частично или
полностью отдан казакам и в том числе учебные программы казачьего
образования. Соответственно переданы казакам и статьи бюджета,
предусмотренные на эти цели. В этом, казалось бы, простом решении и кроется
залог успеха.
К сожалению, есть примеры и прямо
противоположные. После блистательного рывка губернатора Красноярского края
А.И. Лебедя, который в несколько лет создал в крае целую сеть кадетских
корпусов и гимназий, выделяя на это отдельной строкой бюджета значительные
суммы, губернатор настоящий решил исправить эту вольность. Он объединил все
средства на образование в крае, в результате чего кадетские корпуса и
гимназии стали получать средства на уровне обычной образовательной школы,
что поставило их на грань выживания.
В Ростовской области Управлением
образования Войска совместно с Министерством образования области определён
региональный статус «казачьего» учебного заведения и порядок его
присвоения, разработан казачий компонент содержания учебного процесса и
метод его реализации в рамках основной школьной программы, некоторые другие
специальные понятия. Одновременно были разработаны и изданы многотысячными
тиражами специальные учебники, учебные пособия и другие материалы, которыми
полностью обеспечены казачьи учебные заведения. Здесь же организована
система подготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и
воспитателей казачьих учебных заведений, а также обмен опытом работы.
Организована система управления
казачьим образованием в масштабе Войска, работа со студенческой казачьей
молодёжью, заключены договора со многими ВУЗами области о подготовке
казачьих кадров из выпускников учебных заведений, создана казачья
молодёжная организация «Донцы» и ряд других, в том числе спортивных и
творческих молодёжных коллективов. С атаманами окружного и станичного звена
проводится учебно-методическая работа, в том числе и по управлению казачьим
образованием.
Однако распространение и внедрение
этого опыта и его дальнейшее развитие не происходит в силу целого ряда
причин, основными из которых являются:
- отсутствие единого руководства системой
казачьего образования и необходимого уровня взаимодействия с
государственными и региональными структурами управления образованием;
- недостаточна качественная,
систематическая и организаторская работа атаманов и других должностных лиц
казачьих обществ и организаций по руководству казачьим образованием, как
одним из основных приоритетов казачьего возрождения;
- отсутствие научно-теоретического и
педагогического обоснования казачьего образования как составной части
реформы образования и его модернизации.
- Цели и задачи казачьего образования
Казачье образование – это процесс и
результат усвоения систематизированных знаний и навыков по казачьей
тематике в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких
духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств,
патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и
военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака
к государственной и иной службе на различных поприщах.
Система казачьего образования
включает:
- концептуальные идеи наполнения
содержания образования с позиций возрождения казачества и его потребностей;
- создание сети казачьих учебных
заведений различного уровня (от дошкольных до высших), в местах компактного
проживания казаков;
- создание нормативно-правовой базы
существования и функционирования казачьих учебных заведений;
- разработка учебно-теоритических,
учебно-методических основ для реализации регионального казачьего компонента
содержания образовательного процесса;
- подготовка кадров управленческого и
профессорско-преподавательского состава.
Определение конкретных целей
казачьего образования осложняется отсутствием единой концепции возрождения
казачества на постсоветском пространстве в силу его разобщённости,
отсутствием современной концепции государственной политики в отношении
казачества как в России, так и на территориях Беларуси, Украины и ряда
других государств.
Поскольку казачий компонент
содержания общего образования может являться составной частью
национально-регионального компонента образовательных учреждений, его
конкретные цели и задачи могут быть определены в каждом казачьем регионе и
соответствовать общей направленности целей и задач патриотического
воспитания молодёжи. При этом должна быть определена модель выпускника
казачьего учебного заведения, его характеристика, набор качеств,
разработаны Кодексы чести казака, заповеди и нормы поведения.
При создании Войсковой (региональной)
системы казачьего образования должны быть созданы: - методические и
дидактические основы учебного процесса, определён предметный, тематический,
воспитательный, духовный (религиозный), физический и военно-прикладной
компонент;
-
учебно-материальная база от дошкольного до высшего учебного заведения для
реализации образовательных программ;
- региональные нормативно-правовые
документы статуса казачьего учебного заведения;
-
подготовлены педагогические и воспитательские кадры для работы в казачьих
учебных заведениях, изданы учебные и учебно-методические пособия по
казачьему компоненту, организована внешкольная работа с казачьей молодёжью,
дополнительно созданы молодёжные казачьи организации по
военно-патриотической, спортивной и культурной работе;
Одновременно необходимо тесное и
конструктивное сотрудничество с региональными органами образования, а также
активное привлечение молодых казаков к общественной жизни к работе кругов,
сходов, сборов и т.д. Решение этих проблем создаст необходимые условия для
возрождения современных высокообразованных казаков, носителей лучших
человеческих качеств, защитников и хранителей Отечества.
Председатель комиссии по
казачьему образованию ПМ КС В.И.
Лосев
|