ВОПРОСЫ  КАЗАЧЬЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

                                                                   

  1. Роль казачьего образования в процессе возрождения казачества

     Процесс возрождения казачества немыслим без возрождения личности казака, формирования человека с определёнными моральными, нравственными, служебными и другими качествами, характерными для казачества в целом, определяющими суть и предназначение казачества в государстве и обществе, адаптированными к современным условиям и реалиям.

     Это очень сложная задача, особенно в условиях современного общества, постепенного перехода к капиталистическим устоям, к новым общественно-политическим и социальным принципам жизни, преодоления груза как советского, так и дикого перестроечного времени.

     Однако без решения этой задачи, без хорошо организованной и кропотливой работы с казачьей молодёжью, без создания отлаженной и эффективной системы казачьего образования (обучения и воспитания) деятельность казачьих обществ и организаций теряет всякий смысл. Причём это, естественно, найдёт своё отражение в различных областях: экономики, науки, культуры, перехода к различным видам государственной и иной службы.

     Роль казачьего образования на современном этапе возрастает в связи с происходящими в обществе и государстве изменениями, ростом и усилением разного рода проблем, в том числе и межнациональных. Происходящая модернизация общества не может не влиять на процесс возрождения казачества. Одновременно и в нашей стране и на бывшем постсоветском пространстве интенсивно меняется сама система воспитания и образования подростков.

  1. Казачье образование на современном этапе

     В большинстве Войсковых казачьих обществ и общественных казачьих организаций работа с казачьей молодёжью более менее организована, придаётся должное внимание и значение казачьему образованию. Многие атаманы и руководители различных казачьих структур активно участвуют в создании и функционировании кадетских корпусов, гимназий, лицеев и иных учебных заведений.

     На сегодняшний день существует около 300 различных учебных заведений, где активно осуществляется духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков. Количество учащихся в этих учебных заведениях составляет около 50 тысяч человек. Естественно, это совершенно недостаточно.

  1. Требования к качеству казачьего образования

     Внимательное изучение положения дел с казачьим образованием на местах, объективная оценка эффективности казачьих учебных заведений, оценка выпускника кадетского корпуса или гимназии на соответствие его требованиям к облику казака показывает, что результат, как это не печально отмечать, в целом ряде случаев совершенно неудовлетворителен. С точки зрения общей подготовки и специализированного воспитания казака учебные заведения работают в холостую. В так называемых казачьих учебных заведениях зачастую, кроме названия, нет ничего казачьего, и их выпускники вовсе не становятся казаками или казачками, потому как в учебных

программах этих заведений, как это не странно, напрочь отсутствует в содержании учебного процесса казачий компонент. Разумеется, это нельзя огульно отнести ко всем казачьим учебным

заведениям.

      Наиболее благополучно обстоит дело в Войсковом казачьем обществе «Всевеликое Войско Донское», в Енисейском Войске. Особняком можно поставить  Кубанское казачье Войско, где неусыпным вниманием атамана В.П. Громова, поддерживаемого на протяжении 15 лет законодательной и исполнительной ветвями власти, казачество достигло небывалого расцвета. С трибуны 4 Всемирного схода кубанских казаков губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв начал выступление словами: «Я казак Кубанского казачьего Войска». Зал взорвался аплодисментами. Далее, в своём выступлении губернатор поведал залу, что целый ряд программ в крае частично или полностью отдан казакам и в том числе учебные программы казачьего образования. Соответственно переданы казакам и статьи бюджета, предусмотренные на эти цели. В этом, казалось бы, простом решении и кроется залог успеха.

     К сожалению, есть примеры и прямо противоположные. После блистательного рывка губернатора Красноярского края А.И. Лебедя, который в несколько лет создал в крае целую сеть кадетских корпусов и гимназий, выделяя на это отдельной строкой бюджета значительные суммы, губернатор настоящий решил исправить эту вольность. Он объединил все средства на образование в крае, в результате чего кадетские корпуса и гимназии стали получать средства на уровне обычной образовательной школы, что поставило их на грань выживания.

     В Ростовской области Управлением образования Войска совместно с Министерством образования области определён региональный статус «казачьего» учебного заведения и порядок его присвоения, разработан казачий компонент содержания учебного процесса и метод его реализации в рамках основной школьной программы, некоторые другие специальные понятия. Одновременно были разработаны и изданы многотысячными тиражами специальные учебники, учебные пособия и другие материалы, которыми полностью обеспечены казачьи учебные заведения. Здесь же организована система подготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и воспитателей казачьих учебных заведений, а также обмен опытом работы.

     Организована система управления казачьим образованием в масштабе Войска, работа со студенческой казачьей молодёжью, заключены договора со многими ВУЗами области о подготовке казачьих кадров из выпускников учебных заведений, создана казачья молодёжная организация «Донцы» и ряд других, в том числе спортивных и творческих молодёжных коллективов. С атаманами окружного и станичного звена проводится учебно-методическая работа, в том числе и по управлению казачьим образованием.

     Однако распространение и внедрение этого опыта и его дальнейшее развитие не происходит в силу целого ряда причин, основными из которых являются:

-  отсутствие единого руководства системой казачьего образования и необходимого уровня взаимодействия с государственными и региональными структурами управления образованием;

-  недостаточна качественная, систематическая и организаторская работа атаманов и других должностных лиц казачьих обществ и организаций по руководству казачьим образованием, как одним из основных приоритетов казачьего возрождения;

-    отсутствие научно-теоретического и педагогического обоснования казачьего образования как составной части реформы образования и его модернизации.

 

 

  1. Цели и задачи казачьего образования

     Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков по казачьей тематике в гуманитарной сфере обучения. Целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах.

     Система казачьего образования включает:

-   концептуальные идеи наполнения содержания образования с позиций возрождения казачества и его потребностей;

-   создание сети казачьих учебных заведений различного уровня (от дошкольных до высших), в местах компактного проживания казаков;

-  создание нормативно-правовой базы существования и функционирования казачьих учебных заведений;

-  разработка учебно-теоритических, учебно-методических основ для реализации регионального казачьего компонента содержания образовательного процесса;

-   подготовка кадров управленческого и профессорско-преподавательского состава.

     Определение конкретных целей казачьего образования осложняется отсутствием единой концепции возрождения казачества на постсоветском пространстве в силу его разобщённости, отсутствием современной концепции государственной политики в отношении казачества как в России, так и на территориях Беларуси, Украины и ряда других государств.

     Поскольку казачий компонент содержания общего образования может являться составной частью национально-регионального компонента образовательных учреждений, его конкретные цели и задачи могут быть определены в каждом казачьем регионе и соответствовать общей направленности целей и задач патриотического воспитания молодёжи. При этом должна быть определена модель выпускника казачьего учебного заведения, его характеристика, набор качеств, разработаны Кодексы чести казака, заповеди и нормы поведения.

     При создании Войсковой (региональной) системы казачьего образования должны быть созданы: - методические и дидактические основы учебного процесса, определён предметный, тематический, воспитательный, духовный (религиозный), физический и военно-прикладной компонент;

- учебно-материальная база от дошкольного до высшего учебного заведения для реализации образовательных программ;

-  региональные нормативно-правовые документы статуса казачьего учебного заведения;

- подготовлены педагогические и воспитательские кадры для работы в казачьих учебных заведениях, изданы учебные и учебно-методические пособия по казачьему компоненту, организована внешкольная работа с казачьей молодёжью, дополнительно созданы молодёжные казачьи организации по военно-патриотической, спортивной и культурной работе;

     Одновременно необходимо тесное и конструктивное сотрудничество с региональными органами образования, а также активное привлечение молодых казаков к общественной жизни к работе кругов, сходов, сборов и т.д. Решение этих проблем создаст необходимые условия для возрождения современных высокообразованных казаков, носителей лучших человеческих качеств, защитников и хранителей Отечества.

                                Председатель комиссии по казачьему образованию ПМ КС  В.И. Лосев

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz