«НЕТ  НИ  КНЯЗЯ,  НИ  РАБА»…

 «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной

                                               во свидетельство всем народам... »

       Уважаемая редакция, уважаемые читатели, уважаемые атаманы и рядовые участники Возрождения!

       Современному казачьему движению скоро исполняется двадцать лет. За это время мы так для себя и не решили насколько Круг Краснова «круглее» Круга Мартынова и «круглее» ли он Круга Булавина и Татаринова. За это время мы так и не разобрались, как пишется Мелиховская или Мелеховская. За это время мы так и не уяснили для себя, кем был отец Д. Мордовцева (да и сам Мордовцев): козаком или управляющим помещичьего имения (писателем). Не ясно в этой связи и кем считает себя В. Шумов из г. Каменска Ростовской области, человек, безусловно всесторонне развитой и эрудированный.

       Абсолютно не понятно, каким образом его критика книги Ю. Сухарёва, как впрочем и сама книга, могут способствовать возрождению казацкого этноса, т.е. воссозданию или, вероятнее, досозданию оного как самостоятельной цивилизации. Совершенно очевидно так же, что ни донские шахтёры, ни волжские рыбаки (в массе своей), ни книгу, ни критические заметки к ней не читали и читать не будут. На что в таком случае растрачивают свою энергию два (два ли?!) образованных, любознательных, деятельных и искренних человека?

       Три сотни лет тому назад, приведя Дон в повиновение, Петр I Алексеевич, Великий, отправил для «инвентаризации» «благоприобретённого» «имущества» чиновника своего К. Крюйса. В результате «разысканий» выяснилось (кроме всего прочего), что донцы разговаривают «по-российски, турецки и козацки» («Разыскания об Азове... с некоторыми сведениями о козаках»...). «По-козацки» - это что (такое), где (оно), когда (вспомним об этом)?

       Уважаемый Народ Казачий, «чий» ты сегодня? Российский? Турецкий? Не пора ли потихоньку становиться козацким?

- народ казацкий, ты по-прежнему, как и много лет тому назад: -на Дону «не москаль, но русской..., по вере, а не по природе». (Ригельман «Сказание о донских козаках... »);

-на Кубани «пэрэвэртни», «буллы хохлы, сталы руськи» (И. Бондарь «Очерки традиционной культуры казачеств России»);

-на Украине — историческое прошлое части украинского народа;

 -в Сибири, Забайкалье, на Дальнем Востоке — переселенцы.

       А ведь был когда-то Народом!

       Уважаемые участники Возрождения! А ведь мы так и не создали условий для того, чтобы потомки удалых скифо-сарматских наездников, АЗов — АСов, научились бы воспринимать имена Тар — Ас, Пан — Ас, Ас — тах и Ос — тап за свои.

       Уважаемые участники Возрождения! А ведь мы так и не создали условий для того, чтобы потомки древних христиан и вольных степных кочевников (половцев и проч.) вспомнили бы старинную кочевническо-христианскую поговорку: «Козача Цэрква у гарбу вмисщалась, а Вира була нэ тэ шо зараз» (что в переводе на русский: «Хохол-сволочь, черкасня поганая; ему что церковь, что телега всё едино»).

 

       Оно конечно «неистребимо стадо малое Христово» (Козацькому роду нэма пэрэводу). Но за веру надо страдать, не можно быть одновременно и лучшим русским и «самобытным нерусским».

       А потому, хоть и возрадуемся мы судебному успеху Н. Задорожнего, отсудившего отцовское подворье, но... Но сегодня идут готовиться к взрослой жизни в школу (да хоть бы и в кадетский корпус) пра-пра-правнуки участников гражданской войны. За каждым из их родителей по восемь, переживших это время родов; возможно, что и по восемь станиц, в которых они никогда, может быть, и не бывали.... Эти дети идут в школу. У них нет самобытного образования, нет национальной письменности; вероятно они никогда не слышали словосочетания «говорят по-козацки». Они не владеют первоосновами народной культуры своей «диаспоры» (а уж всего этноса, тем более) и не имеют подготовки к её восприятию.

       У возросшего в донской казачьей станице (не в казачьем селе Оренбуржья, не в казачьем поселке Приамурья, не в каких-нибудь Черкасах на Украине, не в крестьянской слободе...), поведавшего в одном из интервью как плакал в детстве, узнав что в паспорте не запишут «казак>, Г.Шкодина  тоже верно растёт свой Шкодиня. Кто он? Казак? Потомок казака по фамилии Шкодин? Потомок козака по прозвищу Шкода? Понимает ли он (как сотни иных Калюжновых, Мирошниковых, Чеботарёвых, Лихоносовых...), что это его «прозвище» означает? Способен ли ощущать себя наследником деяний Плоскини, если в школе учитель произносит это «прозвище» «по-русски»: Плоскиня?

       За Д. Мордовцева я как-то спокоен. Тот хоть и родился в слободе, и не работал казаком, но жизнь свою прожил по-козацки. За описанных г.Хохульниковым в донской прессе «австрийских казаков» так же спокоен. Ну, велели людям так называться, они и назывались. А если наш «император» воспылает любовью к «особому» сословию, да повелит чеченцам или нанайцам?

       Некоторые вот опасаются, что останутся скоро от казаков одни только песни да танцы. А я за это спокоен. Танцев уже не осталось. На какой это дискотеке у нас их пляшут? Сколько вы, вообще, за весь период Возрождения видели традиционных казачьих плясок (с конкретным названием и конкретной мелодией)? Где они: «Кардашок», «Шэшла», «Хабур»; да хотя бы «Казачок» или «Наурская»? А что до песен, то, судя по тому как Кубанский хор превратил «Писню слипця» из трагедийной Думы в набор слов ни о чём, — новые песни мы писать не способны. Ну а старые? Может, кто-то и задумался: «Отчего это молодой парень не может увидеть своей любимой?». Наверно это оттого, что «мальчик хочет в Тамбов» (Краснодар), а денег на билет не хватает (зарплата в муниципальной дружине маленькая)?. Но это если мальчик хуторской. А если станичный (Абинский, Лабинский, т.е. городской)? Он ведь этой «иностранщины» и не понимает даже. Некоторые песни, конечно, останутся: «Ой, Расея ты Расея, мать Расейская земля...». В припеве этой песни «Дъе» превратилось в «е». Но это нормально. Ибо что нам дъе, это самое «дъе»? Ничего оно для охраны дачь нам не дъе. Поэтому логичнее и «е» заменить на «тра-ля-ля». Можно ещё оставить «А мы пушки заряжали, и все крикнули: «Ура!». А в ней «Дъе Хох ха» превратилось в «е-ха-ха». Вот это самое «ха-ха» мы из себя нынче и представляем. А Хох, ОН уже ничего нам не дъе, потому как не от себя взываем, но от лукавого цапальщика. Лукавое же и имеем.

       Но вот недавно г.Новый Черкасск на Дону был объявлен столицей всех казаков. Что же, осталось вырастить потомство наше черкасами. Но возникает вопрос: черкасами в старинном смысле или в очень старинном? Если в старинном, то надо решать вопрос о национальном

 

школьном едином образовании казаков (о взаимопроникновении региональных культур, о формировании современного казацкого этноса). Если в очень старинном, то за что они должны будут «черкасить»: за «Козатчину от айка до айка» (от Дон-айка, т.е. Дуная, до Дон-айка, т.е. Яйка) или за что другое? В первом случае нужно думать. Во втором случае необходимо очень хорошо подумать. Ничего шашкой тут не «намахаешь». Да и черкас с шашкой, но без мозгов и без головы это уже не народ. Это как раз военное внутригосударственное сословие, умеющее хорошо «лупить головы» (друг другу в том числе), но могущее существовать лишь в искусственно созданных для него условиях, как придаток цивилизации, но не как Цивилизация самобытная.

       Пестрят казачьи газеты обращениями «братья казаки», однако Братство (военно-религиозный рыцарский орден, Сечь, породивший это обращение хохла к хохлам, но не более), исчезло из жизни казацкого этноса. Вместе с ним исчезло и представление о высшей степени преуспевания представителя нации. Такие вот, акчи, (в смысле господа и панове, бывшие товарищи) дела..

      «Я - не от мира. И они (истинные пастыри (вожди)) — не от мира».

       ОслЪдец (отметина) был символом принадлежности к правящей касте у многих племён. Его носили и правители маньчжур, и наследные принцы египетских фараонов... В таком качестве описан византийцами и Святослав Киевский. А бритоголовые бойцы-русичи — это, по-моему, что-то из «другой оперы».

      «Лезть поперёд батьки в пекло» я не собирался. Да и не лез, пока батька был один (плохой или хороший), что создавало предпосылки «внутрисемейного>: диалога и надежду на разумное разрешение наших проблем.

      Однако, ситуация за долголетнее наше «возрождение» не только не улучшилась, но ухудшилась.

      В настоящее время ведётся полемика о культурной национальной автономии казаков. Многих это печалит-огорчает. Сия «Автономия» не решит, конечно, всех наших проблем, но она решает проблему единого вождя, единого представителя перед правителями РФ от всех людей, считающих себя казаками (в РФ), плюс частично решает проблему национального воспитания.

      «Простолюдины», даже с Верхнего Дона, и те понимают, что казаки — это «что-то среднее между русскими и украинцами» (цитата). Такие вот «безграмотные» половцы с ариями и т.п. Такой вот «кадетский корпус» из тысяч пастухов, слесарей, свинарей и пр. Люди живут, живут сейчас, а не в 1945-м, 1917- м, или ещё в каком-либо ушедшем году... 

      Будет казачья национальная школа — будут и патриоты казачества.

 

                             П.Бытко,  правнук членов войскового сословия кубанских и донских казаков;

                             праправнук рождённого в донской слободе потомка «катэрынославьского козака»;

                             потомок «хвоста собачьего», «шо пэрэд москалём круть-верть».

 

Р.S. "Не хули правящих в народе твоём; от хулы исчезнет страна твоя и народ твой".

Я не хотел никого обидеть. История лихих атак действительно более привлекательна, чем история религиозного раскола, предательств и политической несостоятельности. Однако, снявши голову, по волосам не плачут. Да и Москва, как известно, слезам не верит.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz