КАЗАЧЕСТВО  В  XXI  ВЕКЕ


 
     

        Все это имеет шанс сбыться, если только государственная власть прислушается и станет поступать в соответствии с выработанными рекомендациями, да и просто идти на встречу "пожеланиям трудящихся" в вопросах обеспечения собственной безопасности. Если решится, наконец, компенсируя собственную немощь опереться на народную инициативу, на казачество.

     Может быть государственная власть не считает казачество за серьезного помощника. Это мнение, надо признать, разделяют многие. И то сказать, в условиях определенной  информационной политики, когда население центра страны и понятия не имеет о том, что в действительности происходит на окраинах, даже у тех, кто стоит на патриотической позиции, складывается навязываемое СМИ представление о том, что казаки как общественная сила или "силовая структура" это фантом, а в жизни это вечно пьяные ряженые придурки, занятые нелепой игрой, какой то костюмированной бравадой -буффонадой.

      Многие ли знают, что казаки были ударной силой приднестровского сопротивления и до сих пор Черноморское войско входит составной частью в состав вооруженных сил республики,  что согласно секретного доклада казахского КНБ своему президенту "казачий фактор" является главной угрозой безопасности этого государства. А кто слышал о морозовской сотне защищавшей Белый дом в 93-м, о подвигах батальона имени Ермолова под Бамутом и Орехово в первую чеченскую кампанию, о казачьих отрядах в Боснии? Могут возразить: Это когда было! Теперь о них ничего не слышно. Да, если принять версию о том, что современное казачество это "ложная этничность" (определение директора Института этнологии РАН Тишкова), иначе говоря - романтическое увлечение, т. е. явление преходящее, то тогда и говорить не о чем. Здесь самое время определиться, что же следует понимать под казачеством и что оно, современное, собой в действительности представляет.

     Есть, однако, и иное мнение, зафиксированное, кстати, в законодательстве новой России: казачество это самобытная этнокультурная общность в составе русского народа. Иными словами это совокупность одиннадцати субэтносов русских, сложившихся в местах проживания бывших казачьих войск. К казакам или их потомкам также относит себя примерно треть калмыцкого народа, некоторая часть осетин в составе Терского, бурят в составе Забайкальского, некоторые группы татар и башкир, а также все нагайбаки в составе Оренбургского казачества. Таким образом, российское казачество это совокупность субэтносов русского и некоторых иных народов России, плоть от плоти народа России (и, в первую очередь - русского), его организованная часть. Она, эта часть, связана единым - мировоззрением, исповедует единую веру, помнит свое родство и братство, ориентирована на государственную службу ради укрепления российского государства, она этим живет, она в этом видит свою самореализацию и с этим генетическим кодом ничего не поделаешь. Не изменить его.

     Соответственно, и относиться к казачеству надо так же, как к части (явно не худшей) своего народа, которая знает чего хочет и знает, как свои цели, неотделимые от общенародных, воплотить в жизнь всему народу российскому на благо. Потому, что это - аксиома: что хорошо русским, то - благо и для остальных народов России.

      Сколько же всего в России потомков казаков? На этот вопрос может ответить только перепись населения (если государство захочет этот вопрос задать). Пока же оценки экспертов дают огромный разброс - от 2 до 5 миллионов. Впрочем, число потомков еще не говорит о числе готовых "казковать" или, хотя бы разделять его идеологию. В десятимиллионной России Бориса Годунова казаков (вольных) набиралось от силы тысяч двадцать пять. Но даже части этого количества хватило, чтобы как минимум дважды поменять власть в государстве в Смутное время.
     Естественно, что активная часть потомков исторического казачества, получившая в свое время семейное воспитание в духе казачьих традиций (последние носители этих традиций дожили до самой перестройки) не могла не заявить о себе, когда это стало "позволено". Эти люди, считая себя наследниками славных традиций, создали общественные организации, являющиеся, согласно их уставам, правопреемниками исторических казачьих войск и претендующие, в соответствии с мировой юридической практикой, на уцелевшие остатки их собственности. При этом они на первое место ставят не претензии, а свою готовность служить Отечеству. Воспитывать молодежь, вести коллективное хозяйство, развивать культуру. Изо всех сил они эти свои уставные цели стараются выполнять. И в условиях отсутствия в реальном законодательстве  слова "казак" оказывают, как правило, бесплатно, определённые услуги Минобороны, пограничникам, МВД, а также повсеместно занимаются охранной деятельностью. В том числе и храмы охраняют и даже строят новые.  В Крыму, например, они их  защищают от исламских экстремистов. Начнись гонения на православие  у нас на Руси, они первыми встанут на защиту.
     Говорят, что они расколоты. Ерунда. Просто они не заняты делом. Случись новая "Абхазия" и казаки будут едины в главном. Отсутствие единства в казачестве - это по причине отсутствия достойного лидера, олицетворяющего Государство.

     Казалось бы, вот они государевы помощники, бери, Президент, да ставь в строй, только и дай, хоть немножко, льгот, чтобы не на свои копейки покупать горючее для своего транспорта при патрулировании станиц и городов, чтобы служебное время, которое иные граждане проводят дома или на работе, а не в пограничном наряде или на охране природы, тоже как то возмещалось. Ведь ранее, когда Государство Российское таковым было на самом деле, и "без дураков", занималось своей безопасностью, казаки, хоть и кровь первыми готовились пролить, но и жили относительно обеспечено за счет налоговых и иных льгот, вплоть до беспошлинной торговли (в 1614, когда государство было совсем слабым, но действительно хотело стать сильным).
     Но нет, что ни указ, то повисшая в воздухе "филькина грамота" к которой нет механизма реализации, а то, что воплотилось в жизнь в виде эксперимента по созданию пограничной стражи и получило одобрение - не получило финансирования и внедрения в жизнь.
     Только МВД все более серьезно начинает эксплуатировать потенциал казачества, но без закона о казачестве с ясно прописанным его правовым статусом оно не в состоянии выпустить достойный нормативный акт о работе с ним.

     Где подобранный из казаков офицерский состав, способный изжить ненавистную казакам советчину и восстановить традиции славной российской императорской…, где особая форма, и казачьи звания, где, полковые священники, где, наконец, истинные исторические наименования, без чего - одна "липа"? А ведь именно службы, того, чего, собственно, и нет в президентском указе о службе казачества, и ждут казаки от государства. Ждут, всего более, больше, даже, чем земли, восстановления "частей второй очереди". Говоря современным языком - организованного резерва, а применительно к иностранным аналогам - национальной гвардии.

      Иначе говоря, казаки требуют от государства восстановления в России непременного атрибута демократической формы правления (при царе, получается, как это ни парадоксально, демократии было больше). Без этого института демократии, она сама превращается в фикцию. Ее отсутствие говорит об элементарной боязни властью народа.  Так, что проблемы казачества - это проблемы всего народа. И более того - проблема бытия государства. Есть настоящее, дееспособное казачество, - значит есть и полноценная Россия.

    Казалось бы, жизнь буквально кричит в уши "государственным мужам": последуйте примеру естественной и спасительно-мудрой национальной политики Российской империи, восстановите нарушенный революциями 17 и 91 годов баланс межнациональных отношений, в том числе восстановите казачество как фактор стабильности на Юге России. Но нет, что-то мешает отозваться на кровью сочащиеся письма русских (в том числе казаков) из Шелковского и Наурского районов Чечни, Кизлярщины, Хасавюрта, да уже и из остальных Кавказских республик.. Не реагирует она на тревожные сигналы из Заволжья, Астрахани, из восточного Ставрополья, где русских скоро вовсе не останется, с наводняемого казахами Южного Урала и со всей южно-сибирской пограничной дуги, а также с обезлюдевшего Приамурья, из Забайкалья и Приморья, где приграничную полосу уже решено отдать корейцам, лишь бы не русским военным поселенцам-казакам.
     Объявила власть о своей патриотичности, государственную программу  разработало.  Только вот патриотизм у него получается своеобразный. Раньше в России патриотизм был православный, без веры и государство  не нужно было. Служилый человек служил православному монарху, как Божьему помазаннику. За веру русский человек готов был живот положить, потом уж за царя, а за земное Отечество с грешным народом - в последнюю очередь.

      В нынешней концепции российского патриотизма православию места не находится.  От того, похоже, казаков и не включили в эту программу. Настоящие патриоты получается, власти не нужны.
     О другой правительственной программе, предназначенной для поддержки казачьей государственной службы. Замахивались  выделить более полутора миллиардов, в том числе - около одной пятой - из федерального бюджета. Регионы выделили кто сколько смог иногда - и миллионные суммы,  Минфин с помощью Казначейства умудрился "зажать" почти половину. На том Программа "приказала долго жить", хоть десятки областных и краевых администраций  просили продлить ее. Чем не обман? Тем более, что и службой государство не обеспечивает, и с законом непонятная заминка. И не казаками он написан.

      В "прежнее царствование", когда Борис Николаевич, вызвав на инструктаж по поводу принятия Указа "О государственной регистрации казачьих обществ" ныне покойного Министра Н.Д. Егорова сказал ему: "Все им обещать и ничего не давать".

      Задумаешься тут…,  как к такой власти относиться.

 

                                                                                                                Сухачёв Г.П.

                                                                                    Атаман Курского регионального отдела ВБКВ

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz