КАЗАКИ ЗАПОРОЖЬЯ ЧТУТ ПАМЯТЬ РУСИЧЕЙ

 

 

     В историко – природном заповеднике «Каменные могилы» (Володарский район Донецкой области) прошли мероприятия, посвященные 780-й годовщине трагической для Киевской Руси битвы на Калке.

 

     Именно в этих краях, на степном приазовском стыке современных Запорожской и Донецкой областей, с 31 мая по 16 июня (н.ст.) 1223 года произошло первое военное столкновение древних русичей с монголо-татарами, ставшее прологом жестокого трёхвекового ига над православным восточным славянством, а также одной из главных причин разделения русского народа на три субэтноса – великороссов, украинцев и белорусов.

     Организатором панихиды в память павших древнерусских воинов стал Союз казаков Украины – Войско Запорожское, которое возглавляет Верховный атаман генерал-хорунжий Александр Панченко.

     Проводя такие акции, потомки запорожских казаков вновь и вновь стремятся привлечь внимание общественности стран Содружества к причинам поражения численно превосходящих воинских сил Киевской Руси. Главная из этих причин – несогласованность действий русских дружин из-за личных амбиций и эгоизма ряда удельных князей, ставших к моменту монгольского вторжения главами фактически независимых государств. Говоря современным языком, всего лишь за две недели передовой 30-тысячный ордынский «спецназ» поодиночке разгромил великолепно подготовленные, но разрозненные отряды 80-тысячной союзной армии русичей и половцев… Нынешнее положение дел на просторах бывшего СССР типологически напоминает ситуацию 780-летней давности, особенно если учесть события, происходящие в мире.

     - Можно много говорить об уроках Калки. И сегодня славянский мир разделён. И сегодня у нас очень много проблем. Потому что слишком хороши наши земли, и слишком много желающих к ним присоединиться, а потом объявить хозяев нежеланными гостями, - сказал в своём вступительном слове А.В. Панченко, - Никогда не бывает так, что земля даётся нам Богом раз и навсегда. Её приходится защищать и словом, и делом, а если надо, то и шашкой. Вот почему появление здесь, на юго-востоке Украины, дееспособного казачества – это естественная реакция славянского мира на вызовы нашего неспокойного времени, на поползновения новоявленных султанов и ханов.

     В присутствии духовенства, гостей из России, старшин других казачьих организаций Верховный атаман СКУ – Войско Запорожское признал, что лично у него тоже были ошибки, которые обострили разногласия внутри украинского казачьего движения, и, поклонившись собравшимся в ноги, попросил прощения у тех, кто держит на него обиду. Пусть это будет шагом к примирению и дальнейшей совместной работе на благо Украины и всего славянского мира, заявил А.В. Панченко.

     Увы, некоторые не только не восприняли добрую волю Александра Владиславовича, но и попытались спровоцировать конфликт во время панихиды в память древних русичей, которую у Поклонного Креста отслужил протоиерей Андрей Кузьмин. Это относится прежде всего к отдельным представителям запорожской казачьей старшины, которые в своё время не нашли общего языка и поэтому создали альтернативные структуры, так сказать под себя

     За сварой с большим интересом и, надо полагать, не без удовольствия наблюдал ещё один характерный персонаж, ряженый в чёрный полукостюм-полусутану то ли греко, то ли римско-католического кроя – некто, именующий себя «королём всея Украины – Руси» Орестом. Любопытный, знаковый факт: этот господин не только является ватиканским священником, но и тут же стыдливо прячет под лацканы своего пиджака иерейский крест, стоит лишь кому-нибудь из православных людей с пристальным интересом посмотреть в сторону самозваного «монарха». Вот уж воистину: Её Величество История, которая кое-кого, увы, ничему и не научила. Порой повторяется как трагикомический фарс.

     Но ведь не зря говорится: Господь поругаем не бывает. С учётом того, что на месте битвы с ордой СКУ – Войско Запорожское и предприятие ОАО «Мотор Сич» к 777-летию битвы на Калке и началу III тысячелетия Христианской Эры возвели часовню во имя преподобного Илии Муромского, Киево-Печёрского чудотворца, казаки пригласили на юбилейные мероприятия настоятеля одного из древнейших храмов города Мурома протоиерея Олега Крылова.

     Дело в том, что батюшка является хранителем мест в селе Карачарове, связанных с рождением и началом богатырского служения знаменитого русского витязя. Согласно устным народным преданиям и летописям, Илья Муромец – не только былинный персонаж, «собирательный фольклорный образ», но и реально существовавший человек, достоверно документированная историческая личность. Богатырь Илья действительно был «полевым командиром» численно небольшой, мобильной дружины профессиональных воинов, охранявших города и веси Киевской Руси от разбойничьих набегов кочевников из Половецкой Степи (нынешнего Северного Приазовья). Только жил он не во времена Великого князя Киевского Владимира Святославовича (Красна Солнышка), как утверждает национальный миф, а позднее, в правление Владимира Мономаха. Ну а свой земной путь великий православный воин закончил монахом Свято-Успенского монастыря в «матери городов русских» (Киево-Печёрская Лавра).

     Но вернёмся на Калку. Вернее на Калки, как сказано об этой битве в летописях. Судя по всему, основные сражения проходили в степном пространстве между двумя разными «Калками» - нынешними реками Кальчик и Кальмиус. Кальчик протекает у подножия каменистого горного кряжа, который одиноко на десятки километров вогруг возвышается среди ровной степи. Вот как описывает эту местность и те события В.Н. Татищев в своей классической «Истории Российской»: «Князь великий видя татар великое множество и своих изнеможение, стал отступать к реке Калке, токмо татара весьма препятствовали и уже многих побили. Тогда князь великий, с ним князь Андрей, зять его, князь Александр Дубровицкой, видя зло то, стали на реке Калке. И как место оное было каменисто…»

     Будучи здесь впервые, протоиерей Олег Крылов привёз с собой в подарок Войску Запорожскому список мироточивой иконы преподобного Илии, а также горсть земли с того места, где перед началом своего богатырского служения Илья Муромец собственноручно построил деревянный храм во имя Пресвятой Троицы. Отныне икона будет вечно храниться в часовне, а Муромская земля легла у подножия Поклонного Креста. Как подчеркнул о. Олег, этот дар знаменует собой духовное единство и братство современных славянских народов, которые ведут свой род из общей колыбели – Киевской Руси.

     - Причиной поражения на Калке явился раздор. А победа пришла тогда, когда на Куликовом поле общие наши предки, предки нынешних россиян и украинцев, показали всю мощь своего единения, - подчеркнул гость из древнего града Мурома, - желаю вам, дорогие братья, такой же веры и любви к Богу и Отчизне, такого же единения сердец.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz