В
историко – природном заповеднике «Каменные могилы» (Володарский район
Донецкой области) прошли мероприятия, посвященные 780-й годовщине
трагической для Киевской Руси битвы на Калке.
Именно в этих краях, на степном
приазовском стыке современных Запорожской и Донецкой областей, с 31 мая по
16 июня (н.ст.) 1223 года произошло первое военное столкновение древних
русичей с монголо-татарами, ставшее прологом жестокого трёхвекового ига над
православным восточным славянством, а также одной из главных причин
разделения русского народа на три субэтноса – великороссов, украинцев и
белорусов.
Организатором панихиды в память
павших древнерусских воинов стал Союз казаков Украины – Войско Запорожское,
которое возглавляет Верховный атаман генерал-хорунжий Александр Панченко.
Проводя такие акции, потомки
запорожских казаков вновь и вновь стремятся привлечь внимание
общественности стран Содружества к причинам поражения численно
превосходящих воинских сил Киевской Руси. Главная из этих причин –
несогласованность действий русских дружин из-за личных амбиций и эгоизма
ряда удельных князей, ставших к моменту монгольского вторжения главами
фактически независимых государств. Говоря современным языком, всего лишь за
две недели передовой 30-тысячный ордынский «спецназ» поодиночке разгромил
великолепно подготовленные, но разрозненные отряды 80-тысячной союзной
армии русичей и половцев… Нынешнее положение дел на просторах бывшего СССР
типологически напоминает ситуацию 780-летней давности, особенно если учесть
события, происходящие в мире.
- Можно много говорить об уроках
Калки. И сегодня славянский мир разделён. И сегодня у нас очень много
проблем. Потому что слишком хороши наши земли, и слишком много желающих к
ним присоединиться, а потом объявить хозяев нежеланными гостями, - сказал в
своём вступительном слове А.В. Панченко, - Никогда не бывает так, что земля
даётся нам Богом раз и навсегда. Её приходится защищать и словом, и делом,
а если надо, то и шашкой. Вот почему появление здесь, на юго-востоке
Украины, дееспособного казачества – это естественная реакция славянского
мира на вызовы нашего неспокойного времени, на поползновения новоявленных
султанов и ханов.
В присутствии духовенства, гостей из
России, старшин других казачьих организаций Верховный атаман СКУ – Войско
Запорожское признал, что лично у него тоже были ошибки, которые обострили
разногласия внутри украинского казачьего движения, и, поклонившись
собравшимся в ноги, попросил прощения у тех, кто держит на него обиду.
Пусть это будет шагом к примирению и дальнейшей совместной работе на благо
Украины и всего славянского мира, заявил А.В. Панченко.
Увы, некоторые не только не
восприняли добрую волю Александра Владиславовича, но и попытались
спровоцировать конфликт во время панихиды в память древних русичей, которую
у Поклонного Креста отслужил протоиерей Андрей Кузьмин. Это относится
прежде всего к отдельным представителям запорожской казачьей старшины,
которые в своё время не нашли общего языка и поэтому создали альтернативные
структуры, так сказать под себя
За сварой с большим интересом и, надо
полагать, не без удовольствия наблюдал ещё один характерный персонаж,
ряженый в чёрный полукостюм-полусутану то ли греко, то ли римско-католического
кроя – некто, именующий себя «королём всея Украины – Руси» Орестом.
Любопытный, знаковый факт: этот господин не только является ватиканским
священником, но и тут же стыдливо прячет под лацканы своего пиджака
иерейский крест, стоит лишь кому-нибудь из православных людей с пристальным
интересом посмотреть в сторону самозваного «монарха». Вот уж воистину: Её
Величество История, которая кое-кого, увы, ничему и не научила. Порой
повторяется как трагикомический фарс.
Но ведь не зря говорится: Господь
поругаем не бывает. С учётом того, что на месте битвы с ордой СКУ – Войско
Запорожское и предприятие ОАО «Мотор Сич» к 777-летию битвы на Калке и
началу III
тысячелетия Христианской Эры возвели часовню во имя преподобного Илии
Муромского, Киево-Печёрского чудотворца, казаки пригласили на юбилейные
мероприятия настоятеля одного из древнейших храмов города Мурома протоиерея
Олега Крылова.
Дело в том, что батюшка является
хранителем мест в селе Карачарове, связанных с рождением и началом
богатырского служения знаменитого русского витязя. Согласно устным народным
преданиям и летописям, Илья Муромец – не только былинный персонаж,
«собирательный фольклорный образ», но и реально существовавший человек,
достоверно документированная историческая личность. Богатырь Илья
действительно был «полевым командиром» численно небольшой, мобильной
дружины профессиональных воинов, охранявших города и веси Киевской Руси от
разбойничьих набегов кочевников из Половецкой Степи (нынешнего Северного
Приазовья). Только жил он не во времена Великого князя Киевского Владимира
Святославовича (Красна Солнышка), как утверждает национальный миф, а
позднее, в правление Владимира Мономаха. Ну а свой земной путь великий
православный воин закончил монахом Свято-Успенского монастыря в «матери
городов русских» (Киево-Печёрская Лавра).
Но вернёмся на Калку. Вернее на
Калки, как сказано об этой битве в летописях. Судя по всему, основные
сражения проходили в степном пространстве между двумя разными «Калками» -
нынешними реками Кальчик и Кальмиус. Кальчик протекает у подножия
каменистого горного кряжа, который одиноко на десятки километров вогруг
возвышается среди ровной степи. Вот как описывает эту местность и те
события В.Н. Татищев в своей классической «Истории Российской»: «Князь
великий видя татар великое множество и своих изнеможение, стал отступать к
реке Калке, токмо татара весьма препятствовали и уже многих побили. Тогда
князь великий, с ним князь Андрей, зять его, князь Александр Дубровицкой,
видя зло то, стали на реке Калке. И как место оное было каменисто…»
Будучи здесь впервые, протоиерей Олег
Крылов привёз с собой в подарок Войску Запорожскому список мироточивой
иконы преподобного Илии, а также горсть земли с того места, где перед началом
своего богатырского служения Илья Муромец собственноручно построил
деревянный храм во имя Пресвятой Троицы. Отныне икона будет вечно храниться
в часовне, а Муромская земля легла у подножия Поклонного Креста. Как
подчеркнул о. Олег, этот дар знаменует собой духовное единство и братство
современных славянских народов, которые ведут свой род из общей колыбели –
Киевской Руси.
- Причиной поражения на Калке явился
раздор. А победа пришла тогда, когда на Куликовом поле общие наши предки,
предки нынешних россиян и украинцев, показали всю мощь своего единения, -
подчеркнул гость из древнего града Мурома, - желаю вам, дорогие братья,
такой же веры и любви к Богу и Отчизне, такого же единения сердец.
|