ЕДИНСТВО КАЗАЧЬИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

     Созданный в ноябре 2001 года Постоянный Межгосударственный Координационный Совет казаков Беларуси, России, Украины за прошедшие 2,5 года доказал, что он способен быть во главе объединительных процессов в казачестве России, но только при активном участии всех атаманов, не взирая на надуманное их разделение на «реестровых» и «общественников», а также при поддержке и участии Аппарата Советника Президента России.

 

     Российская часть Координационного Совета рассматривает борьбу за единство казаков России как часть борьбы казаков Беларуси и Украины за своё единство, а достижение общего единства казаков трёх славянских государств должно стать реальным шагом на пути к объединению наших братских славянских народов.

 

     Предстоящий праздник в Переславле, посвящённый 350-летию принятию под власть и защиту Государём Московским казаков черкасов и беларусцев во главе с Гетманом Богданом Хмельницким может стать вехой на пути укрепления братских славянских связей наших народов.

     Процесс объединения казаков России нельзя рассматривать вне социально-политической и экономической обстановки. Ухудшение материального положения большинства населения, насильственное продавливание рыночных реформ не оставляют никакой надежды всем категориям населения на полноценную обеспеченную жизнь с определёнными социальными гарантиями нам, нашим детям, внукам и всем последующим поколениям. Естественно, что и казачество, как часть русского народа, переносит все тяготы последнего десятилетия.     Пятивековой вклад казаков в сохранение границ России, приращение её территорий, сотни славных казачьих имён, запечатлённых на географических картах, в её науке, культуре, литературе дают мне с полным основанием отстаивать казачество как «стержень русского народа».

 

     Положение казаков в современной России, сложившиеся за последние 10-14 лет, я бы определил, как «тихий геноцид против казачества». Моим возможным оппонентам могу напомнить факты трагической биографии казачьего народа: 20-е – 30-е годы – чудовищный по своим масштабам геноцид, развязанный по решению Оргбюро ЦК РКП/б/,принятому 24 января 1919 года, привёл к уничтожению миллионов казачьих жизней. 1945 – 1947 годы, когда своей предательской акцией правительство Великобритании выдало в руки НКВД более 130 тысяч казаков, отправленных в лагеря ГУЛАГ(а).

 

     Введение реестра казачьих войск Президентом РФ Б.Н. Ельцыным раскололо казачество России, ослабило его, затормозило процесс борьбы за возрождение казачества, начатый в конце 80-х годов. Принятые в 90-е годы Указы Президента РФ, распоряжения Правительства остались декларациями. Даже Указ о реабилитации репрессированных народов, включая казаков, поначалу встреченный положительно и с надеждой, оказался пустышкой. Если народы Кавказа по этому Указу получили ряд компенсаций материального и морального плана, то казаки – ничего.

     Свидетельством «тихого геноцида» является и преднамеренное замалчивание проблем казаков в последние годы, а если что-то и появляется в центральной печати, на радио и телеэкранах, то информация, оценки событий, как правило, антиказачьей направленности, то есть продолжается выполнение определённого социального заказа.

 

     На своих заседаниях Координационный Совет неоднократно обсуждал эту проблему в её историческом и современном свете. Во все времена власть заигрывала с казаками, пытаясь сделать их послушными своей воле, сначала царской, а затем большевистской. В тоже время власть всегда боялась этой некогда организованной в военном отношении силы. На первой встрече Геннадия Николаевича Трошева с Координационном Советом мы поверили в честную, прямую по своему содержанию речь с искренним призывом к объединению казачества России. Мы также верим Обращению нашего Президента В.В. Путина к казакам, только бы это не было превращено ближайшими «сподвижниками» в простой пиар накануне выборов. Со своей стороны мы всегда проявляли готовность к сотрудничеству с Администрацией Президента, Аппаратом Трошева Г.Н., с каждым войсковым атаманом во имя действительного единства казаков, во имя России. При этом мы должны помнить следующее:

 

     Первое. Никто не будет работать за нас, за казаков. Успех дела возрождения казачества зависит от нас. Недостаточно атаманам кричать «любо» - необходимо сделать так, чтобы объединению сказали «любо» рядовые казаки.

     Второе. Координационный Совет России и наши коллеги в Беларуси и на Украине должны обеспечить стопроцентную поддержку миллионов казаков в своей деятельности.

     Третье. В последние годы всё больше казаков, казачьих атаманов входят во властные структуры в регионах. Реже это случается в Москве, в Федеральных органах представительной и исполнительной власти. Поддержать, выдвинуть достойных, грамотных, опытных казаков – наша задача, чем больше будет единомышленников во всех уровнях власти, тем легче будет решать подлинный процесс возрождения казачества.

 

     Вопрос о земле для казака стал главным после того, как казаков Дона заставили заниматься земледелием. Территории обитания, исторически сложившиеся за пять веков и названные «Казачьим Присудом», то есть землями, предназначенными самим Богом для казаков, стали главной ценностью, за которую боролись казаки.

     Депутаты Госдумы прошлого созыва, проталкивая «Закон о земле», не удосужились спросить казаков по этому вопросу. Мне понятно, почему казаки Дона, Кубани готовы с оружием в руках отстаивать свой Казачий Присуд, свои земли – передаваемые от отцов и дедов. Одновременно, я разделяю нежелание казаков делиться своей территорией с нахлынувшими на их лакомые земли пришельцами. Но вместе с тем всегда рядом с казаками соседствовали и русские, и украинцы, исторически сохраняя добрососедские отношения. Этот вопрос сегодня требует разумного, трезвого подхода без ущемления прав и казаков, и иногородних.

     Полагаю, что вопрос казачьих земель становится основным фактором, определяющим отношения казаков и органов власти, казаков и иногородних.

 

     Известно, что казаки всегда были государственниками, державниками. Столетиями казаки оставались верны своему долгу – служению Отечеству и Православной вере. И в годы закрепощения XVIIXIX в.в., и в годы большивитского лихолетья, и в нынешних условиях разброда и качания у казаков сохранилось стремление к государственной службе. Власти, используя генетическую потребность казаков, поманили лакмусовой бумажкой Указов и Постановлений «О государственной службе казачества». Вроде бы и создали воинские подразделения, которые носят наименование казачьих частей. Вместе с тем офицеры мобилизационного Управления МО сетуют на недобор казачат в эти части, а военкоматы ряда областей Российской Федерации отказывают призывникам в направлении в казачьи части, ссылаясь при этом и на незнание таковых, и на отсутствие разнарядок, и Бог знает на что. Региональные атаманы, особенно это относится к общественным организациям, атакуют Москву, родители призывником пишут слёзные письма, а воз и ныне там. Опять деление на своих и чужих. Приходит призывник в военкомат, а у него спрашивают: вы какой казак? Он отвечает, что у него отец погиб в Афгане, дед воевал под Москвой у Доватора, прадед – Георгиевский кавалер, служил у Бакланова на Кавказе, а ему в ответ – в реестре состоите? Он приписан к казачьей общине, которая официально зарегистрирована по Закону РФ «Об общественных объединениях граждан» в Минюсте РФ, приоритет Закона над Указом не должен вызывать сомнений. Однако, на деле иначе.  Отсюда возникают  требования в ряде краёв и областей: записать в паспорте, в графе национальность - «казак», чтобы не приходилось призывнику, воспитанному в казачьей общине патриотом своей страны, отстаивать  права на исполнение воинского долга, доказывая, что он казак. Примерно также обстоят дела и со службой казаков в пограничных частях, МВД, МЧС, экологических службах, лесном хозяйстве страны. Создаётся ощущение, что определённые круги, зная историческую верность казака чувству долга, его неподкупность, всячески тормозят процесс государственной службы казачества. Проект Закона РФ «О государственной службе российского казачества», гуляющий ныне по коридорам власти, нуждается в серьёзных доработках. В первую очередь уравнивающий казаков в их правах на эту службу, без каких-либо разграничений на «реестровых» и «общественных».

 

     В Координационном Совете за прошедшие два с половиной года проделана определённая работа по улучшению условий в выпуске газеты «Казакия» - органе Великого Братства Казачьих Войск. Усилена редколлегия, больше стало информации о деятельности казачьих организаций в регионах России и за её пределами.

     Мы готовы превратить газету общественной организации ВБКВ в орган Координационного Совета, а может быть и в совместное издание с Аппаратом Советника Президента РФ. Намерение создать телевизионную программу о казачестве уже начинает претворяться в жизнь. В плане Координационного Совета на 2004 год проведение под эгидой «Объединения журналистов казачества» и Координационного Совета совещания редакторов казачьих СМИ для выработки совместных позиций в вопросах возрождения казачества. Иногда, к сожалению, приходится читать призывы к насильственным действиям, размахивание шашкой, что на наш взгляд ничего кроме вреда принести не может. Мы за открытый диалог с властью для выработки консолидированных решений.

 

     Я убеждён и думаю со мной согласятся все, что от того насколько наши дети и внуки впитают идеи казачества во многом зависит его дальнейшая судьба. В ряде вузов Краснодара, Ростова, Ставрополя работают кафедры и факультеты, занимающиеся изучением истории и современных проблем казачества. Кадетские корпуса и учебные центры активно привлекают молодёжь. Мой опыт работы в Российском Православном Университете Св. Апостола Иоанна Богослова в качестве заведующего кафедрой и профессора, преподающего в том числе и спецкурс «Истории и проблем современного казачества России» для историков и посланцев казачьих войск, показывает необходимость повсеместного перехода от кадетских корпусов, лицеев, отдельных учебных групп к казачьим факультетам и казачьим вузам. Университет уникальный – на философско-богословском, историческом факультетах студенты получают не только современные знания по специальности, но и изучают основы богословия, теологии, иностранные языки. В качестве обязательных - латынь, греческий, английский, немецкий и древнерусский.

     Известны имена преподавателей вузов, доцентов и профессоров различных регионов России, посвятивших свою жизнь изучению проблем казачества, воспитанию студенческой казачьей молодёжи. Среди них видное место занимает Кубанский войсковой Атаман Владимир Прокопьевич Громов. Мы планируем провести совместно с атаманами, учёными вузов семинар-совещание по изучению и обобщению опыта преподавания истории и современных проблем казачества в различных вузах страны. Назрела необходимость и потребность в едином научном центре в системе НИИ РАН.

 

     «За Веру, Царя и Отечество!» Так определялся главный смысл государственного служения и всей духовной жизни казаков на протяжении более трёх веков. Мы принадлежим не только к славному сословию, оставившему заметный след в истории России XVIIIXIX веков, но к великому народу, населявшему и населяющему в настоящее время берега Дона, Кубани, Терека, Урала, Нижней Волги, Иртыша, Амура, Уссури и других мест Великой России.

      У донского поэта, чья могила – вдали от России, под Парижем, на кладбище Сен-Женевьев дю Буа, есть такие строки:

                                                Я сын древнейшего народа

                                                Воспетой в «Библии» страны.

     И действительно: ещё в «Великих Четьи Минеи» упоминается «народ скифский, языка словенского, воинска чина, зовомии Казаци». Мы подготовили Прошение на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и просили его благословения на назначение представителя Патриархии для окормления деятельности Координационного Совета. Состоялась встреча с владыкой Кириллом, в ходе которой было достигнуто полное взаимопонимание и согласие на дальнейшее сотрудничество.

 

     Только объединившись, только найдя друг друга, сможем мы возродить былую славу казачества, способствовать возрождению России, не позволить людям нечистоплотным пачкать память наших предков. Но при этом мы понимаем, что простого, механического вхождения одной организации в другую быть не может. Значит надо вместе подумать и найти решение, как казачеству придти к реальному объединению сил, ныне разрозненных и разобщённых сотен казачьих организаций. В своё время Николаем Владимировичем Нумеровым высказывалось мнение о проведении Всероссийского Большого Казачьего Круга при благословении Святейшего Патриарха, которому, естественно, должны предшествовать Круги всех казачьих организаций России и выборы делегатов. На Большом Круге должна быть утверждена единая концепция возрождения казачества России, определены пути развития, избран единый Совет Атаманов и Совет Старейшин, утверждён Верховный Атаман казачества России. Вероятно, стоит прислушаться к мнению Патриарха казачества Н.В. Нумерова и в дни годовщины его кончины сделать первые шаги навстречу друг другу.

 

     Мы, члены Постоянного Межгосударственного Координационного Совета казаков, всегда помним о нашей высокой ответственности перед казаками Беларуси, России, Украины в борьбе за возрождение и объединение казаков славянских государств, объединение наших народов.

 

 

                                                                                                                А.А. Сазонов

                                                                                         Первый заместитель Председателя ПМ КС,

                                                                                         доктор философских наук, профессор


 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ВЕЛИКОГО БРАТСТВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

 

Hosted by uCoz